Воспитание детей - Рецепты народной медицины

Перейти к контенту

Главное меню:

Воспитание детей


Если вы спросите у окружающих вас людей, как связан процесс воспитания с образованностью и просвещенностью общества в целом, то наверняка большинство придет к выводу, что чем образованнее век, тем совершеннее должно быть отношение родителей к детям, тем больше научных познаний внесет человек в воспитание своего ребенка, тем теснее будут психологические контакты между двумя ближайшими поколениями.


Но если всерьез задуматься над проблемами воспитания и оглянуться вокруг, то не покажется ли вам, что на самом деле происходят совсем обратные вещи? Образованность нередко не помогает нам, а подчас и усложняет путь к детскому сердцу. Взрослые все меньше и меньше понимают внутренний мир маленького человека. В последнее время создается впечатление, будто детей воспитывают в спешке, мимоходом, в суматохе важных, а может быть и не очень важных, дел. Нередко родители заняты карьерой или погоней за прибылью, а дети предоставлены няне, гувернантке, пусть даже очень дорогой, но не родному человеку. Родители убеждены, что делают это ради самого ребенка, а он все больше и больше ощущает себя одиноким, не нужным родителям, ему все больше не хватает материнского тепла и отцовской заботы.


«Ступеньки» воспитания детей


Все реже встречаются многодетные семьи, в большинстве семей — только по одному ребенку. Причем родители утверждают, что ограничиваются одним ребенком только для того, чтобы предоставить ему или ей максимум удобств и благ. Ребенку покупают дорогие игрушки, кормят деликатесами, возят отдыхать за границу. Но никакие материальные блага не заменят отсутствие особого тепла и психологического комфорта, царящего в дружной, любящей семье. И если ваши отношения с детьми небезупречны, прежде всего обратите внимание на свою роль в развитии этих отношений. Умеете ли вы всматриваться и вслушиваться в движение детской души, постоянно ли ощущаете присутствие ребенка рядом с собой, умеете ли вы жить его жизнью?

Как же избежать ошибок в воспитании
детей? Здесь не может быть единых рецептов. Конечно, родителям надо читать, думать, духовно совершенствоваться, и нет предела этому совершенству. Но самое главное для родителей - в умении наблюдать за своим малышом. С первых же дней появления вашего ребенка на свет необходимо вслушиваться, всматриваться, вдумываться в состояние ребенка, и особенно  в критические моменты его жизни. И тогда ваши родительская любовь и знание собственного ребенка обязательно подскажут вам верное решение его проблем.

Внимательные родители замечают, что в жизни детей существуют возрастные этапы, когда отчетливо видны качественные сдвиги в физическом и психическом развитии ребенка. Каждому периоду свойственны свои характерные особенности. Эти периоды разграничиваются не только возрастными рамками, но и свойственными каждому возрасту особенностями физического, физиологического и духовного развития. Чем старше ребенок, тем напряженнее эти «кризисные периоды», тем большая ответственность возлагается на родителей.
Ребенок растет, и каждый этап его развития проходит на глазах родителей. Но далеко не все родители внимательно подмечают и анализируют перемены, происходящие с ребенком. Некоторые начинают беспокоиться только тогда, когда возникают проблемы со здоровьем ребенка или его поведением.


Все здоровые дети начинают приобретать поведенческие навыки, как правило, в одни и те же сроки, но каждый из них делает это по-разному. Очень важно, если родители, наблюдая за естественным ходом развития своего ребенка, подмечают качественное своеобразие его поведения.


Например, в 1,5 месяца младенцы поворачивают головку в сторону звука. Если мама, находясь вне поля зрения ребенка, ласково зовет его по имени, один малыш мгновенно реагирует на звук и поворачивает головку, а другому надо повторить несколько раз, чтобы он отреагировал.


В 3 месяца малыш начинает прислушиваться к окружающему миру, пробует различать звуки музыки. Понаблюдайте, какая музыка ему больше нравится — спокойная или веселая, тихая или громкая, что он делает в это время.


В 6-7 месяцев в поведении детей появляются элементы познания: ребенок интересуется окружающим, может проявлять первые признаки обиды. Каждый день развиваются все новые нюансы поведения, и внимательный взгляд отметит неповторимые детали, своеобразие, какие-то особенности, свойственные только данному ребенку, которые и дадут начало его характеру.


Если малыш постоянно находится в движении, что-то берет, затем бросает, вертит головкой, активен, стремится высвободить ручки и ножки, то это в определенной мере говорит о подвижности процессов в нервной системе, свидетельствует о преобладании процессов возбуждения над торможением. Баланс этих процессов составляет физиологическую основу темперамента.


Если ребенок настойчив, проявляет упорство, стремится повторить движение, которое у него пока не получается, — перевернуться на живот, дотянуться до игрушки, — здесь довольно отчетливо прослеживаются волевые начала.


Но если ребенок с пеленок всего добивается криком или плачем — это тоже проблески характера, и нетрудно догадаться какого.


В критические моменты созревания детей нередко возникают их конфликты с окружающими, которые могут перерасти во внутренние конфликты — с самими собой. Например, в 2-3 года малыш стремится что-то бросить на пол, разбить, сломать или распотрошить. Нередко взрослые воспринимают эти действия как проявления агрессии, вредности и требуют прекращения беспорядка. Но у ребенка совсем иные представления о своих поступках. Он познает мир через активные действия с предметами, разбирая и бросая их. Откуда малышу знать, что будильник, брошенный на пол, больше не будет ходить, а разбросанные игрушки создают в комнате беспорядок, который огорчает маму. Если родители будут знать особенности психологии ребенка в определенные возрастные периоды, то легко смогут встать на точку зрения своего малыша и всегда поймут его, а разбитая чашка покажется им маленькой жертвой, которая всегда требуется для познания. Больше того, родители постараются снабдить ребенка предметами и игрушками, которые он смог бы смело бросать или разбирать.


Если мы поймем, что столкновение желаний ребенка с противоположными требованиями родителей может привести к внутреннему конфликту уже с ранних лёт, то, конечно же, попытаемся избежать этого.


Все дети в течение своего развития переживают целый ряд конфликтов, именно на их основе и происходит развитие характера. Однако некоторые родители не понимают конфликтных состояний детей и того, что в ряде случаев эмоциональные проявления естественны. Например, малыш упрямится, не хочет убирать за собой разбросанные игрушки. Мама предупреждает: «Не уберешь — не пойдешь гулять». Тогда ребенок из двух зол выбирает меньшее: начинает медленно, нехотя складывать игрушки. Этим он проявляет свое эмоциональное состояние, и не нужно его подгонять, да еще в обидной форме. Или мама говорит дочке: «Могу тебе пока купить либо туфли, либо платье, выбирай сама». Дочь испытывает конфликтное состояние, ей хочется и того и другого. Она срывается и грубит: «Тогда носи эти туфли сама, мне ничего не надо!» Матери надо набраться терпения и не накалять атмосферу ответной резкостью. Дайте девочке смириться с мыслью, что туфли ей купят, а желанное платье — нет. Замечание имеет смысл сделать позже, когда она справится с внутренним конфликтом.


Если родители понимают естественность конфликтных состояний детей, то у них всегда проявятся необходимые в таких случаях такт, мягкая, дружеская форма замечаний. Старайтесь меньше проявлять категоричность, раздражение по поводу того, что так присуще маленькому человечку.


Со школьных лет большая часть работы по воспитанию ребенка ложиться на учителей. Большую помощь учителям в непростом деле обучения и воспитания детей оказывают сайты в помощь учителю. Один из них  Real school - сайт для учителей, детей и взрослых. В нем воедино собранны знания, которые будут полезны каждому школьнику, родителю и педагогу.

Далее
- Принципы успешной женщины
Вернуться в меню раздела


 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню